СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЕГО БИОСОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ. НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ

В школьном курсе биологии человек изучается с точки зрения четырёх основных наук:
Анатомия – наука о строении и форме организма и его органов.
Физиология – наука о жизненных функциях целого организма, его отдельных органов и систем.
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
Психология – наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности.
В системе живой природы человек занимает следующее место:
Относится к царству животных, типу хордовые, класс млекопитающие, подкласс плацентарные, отряду приматы, надсемейству человекоподобные, семейству гоминиды, роду человек, виду человек разумный. Интересно, что к роду человек относится только один вид – Человек разумный.
Отличие человека от млекопитающих животных и человекообразных обезьян проявляется в наличии абстрактного мышления. Сходства человека с млекопитающими (наличие молочных желез, наличие хорды у эмбриона, отсутствие оболочки у клетки) свидетельствуют об их родстве и общем плане строения.
Человек – существо биосоциальное. На него действуют как биологические, так и социальные факторы. К биологическим факторам относят: изменчивость, наследственность, борьбу за существование и естественный отбор. К социальным факторам относят: вторую сигнальную систему – речь, труд, сознание.
Теперь необходимо ввести ряд понятий для того, чтобы понять как функционирует человеческий организм:
Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также образования общества.
Онтогенез – это индивидуальное развитие организмов.
Орган – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая в связи с этим определённое строение.
Ткань - совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и выполняемым функциям.
1628г – Открытие кровообращения (Г. Гарвей).
1661г – Открыты капилляры (М. Мальпиги).
1862г – Открыты явления торможение в ЦНС (И.М. Сеченов).
1875г – Доказано, что процессы окисления происходит в тканях, а не в крови (Э. Пфлюгер).
1880г – Открыты витамины (Н.И. Лунин).
1883г – Сформулирована биологическая (фагоцитарная) теория иммунитета (И.И. Мечников).
1990г – Открыты группы крови у человека (К. Ландштейнер)

Луи Пастер – основоположник науки микробиологии. Разработал методы предупредительных прививок.
Илья Ильич Мечников – автор фагоцитарной теории иммунитета.
Иван Петрович Павлов – основатель науки физиологии высшей нервной деятельности.
Сеченов И.М. – впервые открыл торможение в центральной нервной системе


Главная страница

Тест по теме

Лекции по биологии и экологии

Используются технологии uCoz